Информер курс валют





Правила FAI класс F3D Русский перевод
Назад

 

 

 

Класс F3D

Воздушные гонки радиоуправляемых моделей

МОСКВА

Действительно с 01 января 2010 года

Скачать оригинал (на английском языке)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АВИАЦИОННАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Avenue Mon Repos 24.1005 LAUSANNE. Switzerland
Авторское право 2010
Все права сохранены. Права на этот документ принадлежат Международной Авиационной Федерации (FAI). Любое лицо, действующее, по поручению FAI или одного из её членов настоящим уполномочено копировать, печатать и распространять этот документ при условии:
Документ может использоваться только для информации, но не в коммерческих целях.Любая копия этого документа или его части должна включать в себя это примечание об авторском праве. 
Следует отметить, что любой продукт, процесс или технология, описанные в данном документе, могут быть объектом других прав на интеллектуальную собственность, сохранённых FAI или другими организациями и не зарегистрированные в этом документе.

ПРАВА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ FAI
Все международные спортивные соревнования, организованные полностью или частично по правилам Спортивного Кодекса1 FAI определяются как Международные спортивные соревнования FAI2. В соответствии с Уставом FAI3, она владеет всеми правами, относящимися к международным спортивным соревнованиям FAI. Члены FAI4 должны в пределах их национальных территорий5
обеспечить собственность FAI на международные спортивные соревнования и требовать их регистрации в спортивном календаре6 FAI.
Разрешение или полномочие на право заниматься любой коммерческой деятельностью на таких соревнованиях, включая рекламу, не только на самих соревнованиях, но и перед ними, использование названия соревнования или логотипа для целей продажи товаров, использование любых звуковых и/или изобразительных средств, записанных с помощью электронных или других средств или передаваемых в реальном времени, должно быть получено путём предварительного согласования с FAI. Это касается всех прав на использование любого материала, электронного или другого, который определяет часть любого метода или системы судейства, подсчёта очков, оценки характеристик или информации, используемой в любых международных спортивных соревнованиях7 FAI.
Каждая авиационно-спортивная комиссия8 FAI уполномочена вести переговоры о предварительных
соглашениях от имени FAI с Членами FAI или другими соответствующими организациями о передаче всех или части прав на любые международные Спортивные соревнования FAI (кроме Всемирных Воздушных Игр9), которые организованы полностью или частично в соответствии с разделом10 Спортивного Кодекса FAI, за который ответственна эта Комиссия11. Любая такая передача прав должна быть оформлена в соответствии с "Соглашением организатора"12 как указано в действующих
постановлениях FAI, глава 1, параграф 1.2, "Правила передачи прав на международные спортивные соревнования FAI".
Любое физическое или юридическое лицо, которое принимает ответственность за организацию спортивного соревнования FAI по письменному соглашению или без него, выполняя его, также принимает права собственности FAI, как указано выше. В случае, если формальная передача прав не доказана, FAI сохраняет все права на соревнования. Независимо от соглашения или передачи прав, FAI должна иметь бесплатно для своего архива или/и для будущего использования полный доступ к любому звуковому и/или визуальному изображению любого спортивного соревнования FAI и всегда сохраняет своё право иметь любую или все части любого соревнования, записанного, отснятого и/или сфотографированного для такого использования бесплатно.

1 Устав FAI, глава 1, параграф 1.6.2 Спортивный Кодекс FAI, Общий раздел, глава 3, параграф 3.1.3.3 Устав FAI, глава 1, параграф 1.8.1.4 Устав FAI, глава 5, параграфы 5.1.1.2, 5.5, 5.6 и 5.6.1.65 Постановления FAI, глава 1, параграф 1.2.16 Устав FAI, глава 2,параграф 2.3.2.2.57 Постановления FAI, глава 1, параграф 1.2.38 Устав FAI, глава 5, параграфы 5.1.1.2, 5.5, 5.6 и 5.6.1.69 Спортивный Кодекс FAI, общий раздел, глава 3, параграф 3.1.710 Спортивный Кодекс FAI, общий раздел, глава 1, параграфы 1.2 и 1.411 Устав FAI, глава 5, параграф 5.6.312 Постановления FAI, глава 1, параграф 1.2.2

ТОМ F3D

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

5.2. КЛАСС F3D - РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ ГОНОЧНЫЕ МОДЕЛИ 
САМОЛЕТОВ

Соревнования моделей самолета F3 на площадке с пилонами

Часть пятая – технические условия проведения радиоуправляемых соревнований

Категория F3D: модель гоночного самолета

Примечание: Назначение модели: эта категория самолетов представляет собой сочетание высокого уровня развития технических характеристик: лучший аэродинамический дизайн, конструкцию, винтомоторную установку, воздушные винты, обеспечение максимального уровня безопасности. Поэтому от пилота при управлении им требуется высокая степень мастерства.Стратегия контроля скорости: Технические правила разработаны таким образом, что средняя крейсерская скорость ограничена 65 м/с (234 км/ч) с целью поддержания безопасности и управляемости модели гоночного самолета в настоящее время и в перспективе. Средняя крейсерская скорость определяется, как номинальное расстояние гоночного маршрута (4000 метров), разделенное на среднее арифметическое временных отрезков полетов (то есть итоговое значение скорости в секундах, разделенное на число индивидуальных полетов) пяти лучших участников соревнования предыдущего мирового чемпионата.

5.2.1 Определение радиоконтролируемой модели самолета для соревнований на площадке с пилонами

Это модель самолета, в которой тяговая сила обеспечивается за счет поршневого двигателя и в котором подъем достигается аэродинамическими силами, действующими на опорных поверхностях, которые, за исключением зон управления, должны оставаться стационарными во время полета.

5.2.2 Технические характеристики модели гоночного самолета
а) Модель самолета должна иметь традиционное конструктивное решение: переднее крыло и хвостовое оперение, как у самолета обычного размера.
б) Фирма ABR B.3.1. (производитель моделей самолетов) не подходит для производства самолетов F3D.
в) Модель самолета, включая двигатель и выхлопную трубу, может использоваться только одной гоночной командой.
г) Каждый участник соревнования может пользоваться максимум тремя моделями самолета во время соревнования.

5.2.3 Звукопоглотитель (глушитель)
В мотор должен быть встроен глушитель. Он должен включать в себя расширительную камеру диаметром не менее 30 мм. и длиной не менее 100 мм.; общая площадь выхлопного отверстия не должна превышать 80 квадратных миллиметров.

5.2.4 Масса
Масса, принимая по внимание сокращение объема топлива, но включая вес всего необходимого для полета оборудования, должна быть не менее 2250 граммов, но не более 3000 граммов. При использовании балласта, его нужно закрепить наглухо.

5.2.5 Фюзеляж


5.2.5.1. Поперечное сечение

Фюзеляж должен достигать в высоту минимум 175 мм, а в ширину – 85 мм. Данные параметры характеризуют сам фюзеляж без стабилизаторов, креплений и распорных деталей. Эти размеры должны просматриваться на поперечном сечении. Фюзеляж должен достигать площади поперечного сечения 100 квадратных сантиметров, исключая внутренние округления. Участники соревнования должны будут предъявить шаблоны, чтобы это доказать. Внутренние округления не рассматриваются, как части фюзеляжа и несущих поверхностей.

5.2.5.2 Капоты
Двигатель либо двигатели должны быть закрыты. Исключение составляют глушитель, крышка цилиндра и рычаги, которые должны быть открыты время работы двигателя. Крышка цилиндра – верх (внешняя часть) двигателя в 1 см, за исключением свечи зажигания, а также нажимного винта.

5.2.5.3. Кабина
Кабина и очертания фонаря кабины должны четко просматриваться и давать возможность скрыть голову манекена пилота длиной 50 мм. от подбородка до макушки. Фонарь кабины должен быть прозрачным и голову манекена пилота не надо встраивать.

5.2.6 Несущие поверхности


5.2.6.1 Площадь поверхностей

Общая заданная площадь несущих поверхностей (крыло и горизонтальное хвостовое оперение) должны быть минимум 34 дециметра квадратных. Если это биплан, площадь меньшего крыла должна составлять как минимум 2/3 от площади большего крыла. Самолеты типа дельта или «летающее крыло» не допускаются.

5.2.6.2 Размах крыльев
Максимальный размах крыльев должен быть минимум 1150 мм. в случае моноплана и 750 мм. большего крыла в случае биплана. Максимальный размах крыльев должен быть 1800 мм.

5.2.6.3 Толщина крыльев
Толщина корневой части крыльев должна быть, по крайней мере, 22 мм. для моноплана, и 18 мм для биплана. Толщина корневой части меньшего крыла биплана должна быть как минимум 13 мм. Толщина крыла по мере продвижения от корневой части крыла к раю может уменьшаться, что просматривается у передней или задней кромки крыла.
Примечание: Корневая часть крыла понимается, как самая внутренняя секция крыла, не учитывая внутренние округления, что могут быть измерены без отделения крыла от фюзеляжа. В случае с максимально выступающим крылом (тип моноплана с крылом, установленным над фюзеляжем на специальных стойках) или верхним крылом бипланов, корневая часть определяется как секция крыла, пересекаемая выступающей частью фюзеляжа согласно виду сверху, то есть корневая часть крыла будет 50 мм. от центровой линии выступающего крыла модели самолета при ширине фюзеляжа 100 мм.

5.2.7 Двигатель
Двигатель должен быть на основе возвратно-поступательного поршня, общий рабочий объем двигателя – 6.6 кубических сантиметров. Движители должны вращаться со скоростью коленчатого вала. Общая площадь поперечного сечения воздухозаборника двигателя ограничена 114 квадратными миллиметрами.

5.2.8 Воздушные винты и обтекатель
Можно применять только воздушные винты фиксированного шага. Можно пользоваться двухлопастными деревянными либо двух- или более лопастными винтами из композитного материала на основе каучука или синтетической смолы. Нужно установить закругленный носовой обтекатель диаметром не менее 25 мм. и радиусом закругления носовой части корпуса не менее 5 мм. (ABR B.18.4).

5.2.9 Выключатель
Пилот должен мочь выключить свой двигатель, на земле или в воздухе, при помощи радиокоманды длительностью не более пяти секунд, вне зависимости от высоты полета.

Радиосистема, используемая для управления самолетом должна быть оснащена предохранительным устройством. Это предохранительное устройство должно выключить двигатель, если радиосигнал потерян.

5.2.10 Шасси
Шасси может быть двух – или трехколесным; минимальная длина его колеи должна быть 150 мм. Минимальный диаметр основных колес должен быть 57 мм. Участник соревнований должен предоставить организатору возможность проверить размеры. Вместо хвостового колеса можно использовать хвостовой костыль.
Модель самолета должна иметь надежное средство управления на земле, возможно использование руля направления. Разрешается использование убирающегося шасси.


5.2.11. Технический контроль и требования безопасности


а) При регистрации модели самолета, двигателя и выхлопных систем до соревнования, служащий технического отдела может произвести проверку технических показателей либо по собственной инициативе, либо по просьбе участника соревнования, чтобы удостовериться, что модель соответствует техническим характеристикам. Однако, при любых обстоятельствах, возникающих во время соревнования, обеспечение соответствия модели самолета техническим характеристикам, отраженным в пунктах 5.2.1 – 5.2.11 настоящего документа, находится под ответственностью участника соревнования.
б) Во время соревнований вся измерительная аппаратура будет предоставлена участникам, если у них возникнет желание проверить показатели своей модели самолета.
в) После гонок, сотрудник технического отдела может взять любую модель самолета на проверку (ABR B.16.13). Сотрудник технического отдела может попросить участника соревнования освободить резервуар для измерения веса и анализа состава топлива. По завершении анализа состава топлива его образец топлива, использованного во время соревнования, должен быть взят для сравнения. Если, по проведении анализа топлива обнаруживается, что оно не совпадает с тем, что должно использоваться на соревнованиях, участник соревнования будет дисквалифицирован. Если результат анализа топлива нельзя получить в процессе соревнования, дисквалификация может быть произведена ретроспективно.
г) Если модель самолета не соответствует техническим характеристикам, описанным в пунктах 5.2.2 – 5.2.11, участник дисквалифицируется и не сможет принять участие в соревновании.
д) Проверки безопасности всех летательных аппаратов до и во время регистрации, произвольный и предполетный контроль во время соревнования должен проводиться участником под контролем служащего технического отдела.

Список проверок безопасности должен включать в себя следующее:
i) Тяги или тросы управления толкающе-тянущего типа, рога штурвала, и сервопроводка должны быть установлены таким образом, чтобы они не отсоединялись в процессе полета. Скобы должны физически закрываться короткими частями топливных прокладок или похожего материала. Металлические скобы должны быть защищены от износа резьбы вследствие вибрации с помощью контргаек, обработки резьбы, такой как Loctite ® или Vibra-tite ®, или схожим методом. Шаровые соединения должны быть тугими.
ii) Все винты, крепящие двигатель к раме крепления, и раму крепления к теплозащитному кожуху, должны быть на месте и надежно закреплены.
iii) Радиоприемник и аккумуляторная батарея должны быть обмотаны мягким поролоном или иным ослабляющим вибрацию материалом и достаточно защищены от загрязнения от выхлопов двигателя, сырого топлива и отходов топлива.
iv) Батареи должны быть достаточного объема для размера и количества используемых сервоприводов. Минимальный объем батарей должен быть: 500 миллиампер-час (mAh).
v) Сервоприводы, управляющие функциями наклона и вращения, должны быть достаточной силы для веса и скорости самолета. Всякий раз когда один сервопривод используется для управления одной из этих функций, он должен быть разработан и построен таким образом, чтобы он крепился как минимум четырьмя крепежными болтами. Когда вместе используются два или более сервоприводов для управления одной и той же функцией, как в случае с двойным рулем элеронов или подвижными поверхностями хвостового оперения на самолете с V-образным хвостом, каждый из указанных сервоприводов может быть вида с двумя болтами.
vi) Плоскость управления должна быть прочно на оси шарнира без чрезмерного зазора. Сотрудники, отвечающие за технику безопасности, должны быть готовы к опасности люфта, когда бы ни использовалось электронное уменьшение амплитуды сервопривода в комбинации с механически неэффективной проводкой.
vii) Все болты, крепящие сервоприводы к направляющим или поддонам и крепящие поддоны к корпусу самолета, должны быть на месте и надежно закреплены. Резиновые муфты должны использоваться на всех сервоприводах, разработанных с возможностью их принять. Если головки болтов для крепежа к раме настолько малы, чтобы их можно было протянуть сквозь муфты, для предотвращения от этого должны использоваться шайбы-гроверы.
viii) Тяга управления должна иметь только один конец с резьбой, который может свободно поворачиваться. Другой конец должен состоять из Z-образного изгиба, I-образного изгиба с ограничителем или шайбой, металлической скобой, которая припаивается, или шаровым наконечником, который приклеивается или иным образом закреплен, таким образом, что он не может поворачиваться.
ix) Крылья, если они съемные, должны быть надежно прикреплены к фюзеляжу болтами или винтами с головкой под шлиц.
x) Колеса должны быть надежно прикреплены и должны свободно вращаться.
xi) Самолет не должен иметь трещин от напряжения и любых других признаков структурных повреждений.
xii) Надлежащая работа выключения двигателя при авариях.

Если модель самолета не соответствует пунктам безопасности во время предполетного осмотра, служащий технического отдела не допускает ее к полету в гонке.


5.2.12. Соревнования
а) Гоночная команда должна состоять из пилота и механика. Все пилоты должны сопровождаться механиками из соображений безопасности. Механик может быть руководителем команды, другой участник соревнования из той же самой национальной сборной, либо третье лицо. В любом случае, у механика должна быть лицензия Международной организации по координации авиационных видов спорта, не обязательно выданная Национальным аккредитационным комитетом страны, откуда пилот является выходцем. Механик должен оплатить стоимость участия в соревнованиях.
б) Каждый механик будет зарегистрирован в качестве участника команды от начала до конца соревнований.
в) Не взирая на указанное в пункте б), пилот или механик из одной гоночной команды могут выступать в качестве экипажа в той или иной из максимум трех гоночных команд, которые имеют право входить в состав национальной сборной. Однако, будучи один раз зарегистрированными, роли пилота/механика в одной команде не могут чередоваться, также как экипаж, зарегистрированный в одной национальной сборной, не может быть экипажем другой национальной сборной.
г) Во время каждого состязания механик должен прекращать контроль воздушного судна на старте и давать пилоту устные инструкции относительно курса полета его самолета и официально принятых сигналах.
д) Электронная связь с пилотом запрещена.
е) Ни на одном из пилонов не допускается помощников пилотов.
ж) Руководитель соревнований имеет право попросить любого пилота совершить полет для демонстрации его способности управлять самолетом по курсу.
з) Пилотам, механикам/операторам или служащим запрещается употреблять алкоголь во время официально опубликованного времени тренировки и соревнования.

5.2.13. Шлемы
а) Все официальные лица, участники соревнований и экипажи на гоночном треке должны быть одеты в защитный шлем, ремешок которого у подбородка должен быть застегнут по размеру. Шлемы следует носить во время тренировок и во время соревнований.
б) Если во время соревнования любой пилот или механик не одет в подходящий ему по размеру и правильно застегнутый шлем, его команда дисквалифицируется.
в) Если во время учений какой либо пилот или механик не одеты в шлемы, подходящие им по размеру и правильно застегнутые, взлет им не будет разрешен. Если же они уже в полете, им прикажут немедленно приземлиться и не разрешат снова взлететь, пока они оба не наденут нужные шлемы.


5.2.14 Радиопередатчик и проверка частоты.
а) Инструкции по проверке частоты описаны в ABR B.11.4. При проведении этой проверки можно воспользоваться технологией расширенного спектра (2.4 гигагерц), и в таком случае инструкции в пунктах 5.2.14 (б) и (в) применять нельзя.
б) Раунды соревнования будут организованы в соответствии с используемыми участниками радиочастотами, чтобы было возможно провести одновременные полеты, принимая во внимание тот факт, что одна частота не будет следовать за другой.
в) У каждого участника соревнований должны быть две различные частоты, разделенные минимум 20 килогерцами, которые он сможет использовать для всех своих моделей, участвующих в соревновании.
г.) Порядок выступлений будет координироваться в соответствии с используемыми радиочастотами, для того, чтобы позволит одновременные полёты. Каждый участник должен представить две разных частоты, отличных от минимума в 20 кГц, которую он должен суметь применить на всех моделях воздушных судов, принявших участие в соревновании. Во время тренировки на маршруте могут находиться не более 3 моделей и семи человек (пилотов, операторов, диспетчеров) до и во время соревнования. Перед началом соревнований все спортсмены обязаны сдать передатчики судье отвечающему за сохранность и выдачу передатчиков спортсменам вызванным на старт. В случае если спортсмен пользуется передатчиком с технологией расширенного спектра (2.4 гигагерц), в таком случае передатчик спортсмен не сдает судье для хранения.

5.2.15 Топливо
а) Организатор соревнований предоставит топливо со стандартной формулой для двигателей с зажиганием от электрозапала и электрозажиганием. В состав топлива по объему входит 80% метанола и 20% касторового масла первичной обработки.
5.2.16 Гоночный трек, расстояние и число раундов
а) Гоночный трек представляет собой треугольник сторонами по 40, 180 и 180 метров, отмеченных тремя пилонами. В этом треугольнике обозначен круг диаметром 20 метров, в пределах которого из соображений безопасности должны во время гонки находиться все пилоты, механики и диспетчер (стартёр).
б) План площадки проведения соревнований дан в диаграмме на следующей странице. Спецификация этого плана может быть изменена в интересах соблюдения безопасности или для учета особенностей территории. Также нужно четко соблюдать требования пункта 5.2.16 (а).


в) Приложение 5R дает руководство к планированию и организации места проведения летных соревнований при обеспечении максимальной безопасности пилотов, операторов, судей и зрителей.
г) Пилоны должны быть высотой минимум в 4 метра и не превышать 5 метров.
д) Пилоны должны быть сделаны из жесткого материала диаметром не менее 70 мм. в верхней точке. Пилоны должны быть окрашены в яркие цвета, чтобы их было лучше видно.
е) Гонка будет состоять из 10 кругов, причем индивидуальная номинальная длина будет составлять 400 м., общее номинальное расстояние полета составит 4000 м.
ж) Соревнование начинается с линии старт-финиш, и заканчивается на этой же линии по прохождении 10 полных кругов.
з) Число раундов будет объявлено организатором до начала соревнований. Минимально возможное число раундов – 3, максимально возможное – 15. Из за погоды или других важных причин число раундов может быть сокращено во время соревнования, но лишь после консультации с руководителями команд, и на ранней стадии соревнования, по мере возможности.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ГОНОЧНОЙ ТРАССЫ F3D (5.2.16.b) 

Зрители должны размещаться не ближе безопасной дистанции на участке ограниченном справа пилоном 3 и слева пилоном 1. Если по условиям местности зрители должны быть расположены с другой стороны, то все расстояния сохраняются в зеркальном отображении.

5.2.17. Проведение гонки:

а) В приложении 5R, указаны обязанности главного судьи, начальника старта, судей и их помощников.

b) В одной гонке участвует максимум 3 модели.

d) Все пилоты, механики и начальник старта во время гонки должны находиться в круге диаметром 20 метров, согласно пункта 5.2.7.2. так, как стартовая линия находится за пределами круга, то механик после выпуска модели должен немедленно зайти в круг. Если пилот, или механик намеренно выходят из круга обеими ногами (за этим следит начальник старта), за это нарушение налагается штраф. В функции начальника старта входит разводка пилотов, если они увлекшись управлением сталкиваются между собой или цепляются антеннами передатчиков.

е) Стартовые позиции во всех гонках определяются жеребьевкой. Позиция № 1 находится ближе всего к пилону № 2.

f) За проведение каждой из гонок отвечает начальник старта. Он должен убедиться, что судьи-хронометристы и судьи пилонов готовы к началу гонки, снабжены сигнальными приспособлениями трех, разных цветов и надежно распознают все модели. От судей-хронометристов и судей пилонов перед подачей стартового сигнала, начальнику старта должны поступить радио-доклады о готовности.

g) Для запуска и регулировки двигателей, участникам представляется 1 минута. Если двигатель модели не запущен в течение этой минуты, то участник дисквалифицируется на данную гонку. После того, как первая из моделей пересечет черту старт/финиш при пролете от пилона № 1 к пилону № 2 на первом круге полета, старт считается закрытым и взлет после этого момента запрещен.

h) Взлет модели должен быть с поверхности земли. Модель должна быть выпущена от стартовой линии, при подаче стартового сигнала (взмах флага или другой видимый сигнал) до момента закрытия старта для моделей. Никакие механические устройства для ускорения модели на старте не разрешены, модель можно подтолкнуть рукой.

i) При выпуске модели, колеса шасси должны находиться позади стартовой линии, иначе за это нарушение налагается штраф. 

j) За выпуск модели до стартового сигнала налагается штраф.

k) Если, по какой либо причине путь для взлета модели не свободен, то начальник старта не будет подавать отмашку для данного участника, а главный судья должен предоставить ему повторную возможность полета в данном туре.

l) После подачи стартового сигнала любой контакт между моделями считается столкновением. Участвующая в столкновении модель немедленно должна приземлиться.

m) Если произошло столкновение (см. пункт l), но главный судья считает, что модель после столкновения пригодна к полету, или у участника есть запасная модель, то ему должна быть предоставлена повторная возможность полета в данном туре.

n) Во время всей гонки полет моделей проходит против часовой стрелки с поворотами налево.

о) Если в течение гонки Руководитель соревнования сочтёт, что какая-либо модель воздушного судна летит неуверенно, опасно, или же так низко, что это может поставить под угрозу служащих маршрута, он имеет право дисквалифицировать участника соревнований с этого полёта и потребовать немедленной посадки воздушного судна. Постоянный не управляемый (нестабильно, плохо управляемая летящая модель) полёт ниже вершин пилонов будет считаться опасным. По прохождении первого круга гонки, не управляемый полёт ниже уровня вершины пилона будет сочтён за одно нарушение. Два и более нарушений в течение этого же полёта снимают участника соревнований с текущего тура.

p) Пересечение моделью боковой линии безопасности считается опасным.

r) Если модель облетает пилон не с внешней его стороны, а с внутренней и при этом модель не пересекла плоскость измерения судьей пилона или боковым судьей, то это считается нарушением и штрафуется.

s) В случае сбоя при подсчете кругов, замере времени или несвоевременной подачи необходимых сигналов, по вине судей, или из за общей организации соревнований, участнику на полете которого это отразилось дается возможность повторного полета в этом туре.

t) Если во время гонки, начальник старта, или другой судья решит, что модель летит беспорядочно, опасно или модель не управляется, подвергая опасности, участников, механиков, судей или зрителей, то начальник старта должен дать указание о немедленном приземлении. Пилот должен быть дисквалифицирован на данную гонку, или главный судья может дисквалифицировать его на все, данные соревнования.

u) При завершении 10 кругов гонки начальник дает указание участнику о немедленном выводе модели с дистанции гонки, и выключении двигателя. Если в течение 10 секунд по окончании гонки и команды начальника старта, двигатель модели не выключен, то участник должен быть дисквалифицирован на данную гонку (по указанию начальника старта). При определенных обстоятельствах начальник старта может разрешить полет модели в течение некоторого, короткого времени.

v) После завершения гонки все модели должны приземлиться в зоне, определенной главным судьей. Пилоты и механики не имею права входить в эту зону, до полной остановки последней, приземлившейся модели. Нарушение этого правила определяется начальником старта и влечет за собой дисквалификацию на данную гонку.

w) После выключения двигателей всех моделей, пилоты и механики могут выйти из 20-ти метрового круга и по указанию, данному начальником старта до начала гонки, прейти ближе к месту посадки не входя при этом, в саму зону, где им разрешено посадить модели.

x) Если в процессе гонки, в промежутке между подачей стартового сигнала, до момента выключения двигателя, за исключением столкновения моделей, определенного пунктом 5.2.17.l, о модели отделяется какая либо деталь, то ведет к дисквалификации участника на данную гонку.

y) Гонка считается законченной, когда все модели приземлились и остановились.

5.2.18. Замеры времени полета и судейство:

а) Обязанности судей и хронометристов описаны в приложении 5R.За полетом модели каждого экипажа наблюдает отдельный судья-хронометрист. Этот судья включает секундомер (или электронную кнопку) в момент подачи команды старта (отмашки флага), и считает пройденные моделью круги. В момент завершения 10-го круга (пролета линии старт/финиш) судья останавливает секундомер и подает сигнал участнику об окончании гонки. Показания секундомера сохраняются до момента их внесения под наблюдением начальника старта, в полетный лист спортсмена.

b) На черте старт/финиш для каждого участника должен включаться сигнал. Этим сигналом управляет судья пилона №1. Этот судья должен подать сигнал при пересечении линии моделью участника пилона №1. Судьи пилонов располагаются, как указано на схеме расположения гоночной трассы см. пункт 5.2.16.b. У каждого судьи пилона свой цвет сигнала, и начальник старта должен принять меры для того, чтобы судьи научились различать модели участников еще до начала гонки.

с) Сигналы выключаются при прохождении моделей от пилона № 3 к пилону № 1, или ранее, и снова включаются при пересечении линии измерения пилона №1. При нарушении пересечения линии измерения прохождения пилона, надо совершить 5 включений-выключений (миганий) сигнала.

d) Судьи пилонов № 2 и № 3 располагаются, как указано на схеме расположения гоночной трассы см. пункт 5.2.16.b.

е) Судьи пилонов № 2 и № 3 наблюдают за правильностью пересечении линии измерения пилона.

f) Два боковых судьи располагаются около судей пилона №1. Они фиксируют нарушения моделями линии безопасности и полет моделей, ниже вершин пилонов.

g) Боковой судья обязан зафиксировать как нарушение, любой перелет линии безопасности в сторону судей и зрителей.

h) В конце гонки судьи пилонов и боковые судьи сообщают начальнику старта все зафиксированные нарушения.

5.2.19 Нарушения и штрафы:

а) Все зарегистрированные во время гонки нарушения, описанные в правилах соревнований, и соответствующие им штрафы указаны в таблице.

b) В параграфе 5.2.20.d, расчет результатов гонок и распределение занятых мест, указано, каким способом изменяется оценка с учетом нарушений и за что производится дисквалификация.

с) Только главный судья, может дисквалифицировать участника полностью на период соревнований.

 

5.2.20 Расчет результатов гонок и распределение занятых мест:

а) Время полета каждой модели в гонке засекается индивидуальным судьей-хронометристом, являющимся одновременно и счетчиком кругов. Замер времени должен производиться секундомером, или другим устройством, имеющим точность не ниже 1/100 секунды. Отсчет времени начинается со стартового сигнала, поданного конкретно данному участнику.

b) Судья-хронометрист останавливает секундомер при пересечении моделью линии старт/финиш после пролета 10 кругов дистанции, и в присутствии начальника старта, записывает результат в полетный лист участника.

с) После завершения гонки, судьи пилонов и боковые судьи сообщают начальнику старта о нарушениях, допущенных моделями участников, если они имеются. Начальник старта дает указание судьям-хронометристам, чтобы они вписали все имеющиеся нарушения в полетные листы участников.

d) Полетные листы после гонки передаются судье секретарю, который пересчитывает результаты с учетом нарушений:

i) При наличии одного, подлежащего штрафу нарушения, время прохождения дистанции увеличивается на 1/10.
ii) Если допущено 2 или более подлежащих штрафу нарушений, в полетный лист записывается оценка -200. 

е) Оценки выставляются после каждой гонки в виде времени прохождения дистанции, записанного с точностью до 0,01 секунды, при одном нарушении, умноженном на 1,1. Если модель не закончила гонку, или была дисквалифицирована, то записывается оценка – 200.

f) Победителем соревнований, является участник, сумма результатов всех гонок которого ниже всех. Если проведено четыре или более тура, то один, самый большой результат отбрасывается. Если проведено восемь или более туров, то два, самых больших результата отбрасываются. Если проведено двенадцать или более туров, то три, самых больших результата отбрасываются.

g) При совпадении результатов, если позволяет время и не возникает конфликта радиочастот, должна быть проведена дополнительная гонка, в противном случае места распределяются по лучшим результатам за одну из гонок.

5.2.20.1 Распределение командных мест.

Распределение командных мест производится по сумме результатов, членов команды, чем эта сумма ниже, тем выше занятое место. Команды, состоящие из трех спортсменов, занимают места выше, чем команды, состоящие из двух спортсменов, и соответственно команды, состоящие из двух спортсменов, занимают места выше, чем состоящие только из одного участника. Если при этом результаты совпадают, то первенство определяется по сумме мест занятых участниками команды. Если совпадение остается, то берется в расчет результат члена команды, занявшего лучшее место в индивидуальном зачете. 5.2.20.2 Отбор в сборную команду России.

5.2.20.2.1 Отбор кандидатов в сборную команду России по F3D определяется по следующей формуле: Сумма занятых мест 3х этапов России минус наихудшее занятое место на одном из 3х этапов России плюс занятое место в Чемпионате России. Кандидатами в сборную команду России становятся первые шесть экипажей которые набрали наименьшую сумму мест.

5.2.20.2.2
 В случае если у кандидатов в сборную команду России по F3D равные суммы мест, то кандидатом в сборную команды России по F3D становится экипаж набравший наименьшую сумму очков в отобранных этапах России.

5.2.20.2.3
 Чемпионат России, Кубок России или этап кубка России считается зачётным, если в нём приняли участие 6 и более экипажей данного класса, если на ЧР, КР или ЭКР присутствовали менее 6 экипажей, то Чемпионат России, Кубок России или этап кубка России не включается в формулу отбора кандидатов в сборную команду России по F3D.

5.2.20.2.4 Номинальное включение физически не присутствующих экипажей на старте ЗАПРЕЩЕНО!


5.2.20.3 Награды. 

5.2.20.3.1 При выдаче призов, пилоты получают медали и дипломы, механики получают дипломы первой, второй и третьей степени, а также тренера и менеджеры команд получают дипломы. 
5.2.20.3.2 Организаторы могут вручить и прочие призы по своему усмотрению. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5Q РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ И РАЗМЕТКЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ, ОПАСНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ ЗОНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ЗОНЫ ДЛЯ ПРИЗЕМЛЕНИЯ

А.5Q.1 Цель руководства:

а) Данное руководство предназначено, чтобы использовать его на соревнованиях по моделям класса F3D для удобства организаторов соревнований и их участников. Рекомендации данного руководства являются обязательными, и имеют статус, равный другим рекомендациям Спортивного Кодека FAI.

b) Это руководство получит широкое распространение и будет расцениваться как стандарт для проведения соревнований по классу F3D. Организаторы должны заранее объявлять о любых отступлениях от этого руководства, если это необходимо по условиям местности и не противоречит положениям Спортивного Кодекса FAI.

с) Это руководство применимо для чемпионатов мира и континентов, но его положения могут быть использованы и при проведении внутренних соревнований.

А.5Q.2 Схемы 1 и 2 указывают идеальное расположение площадки для соревнований по моделям F3D, для достижения максимальной безопасности для участников соревнований, судей, персонала и зрителей.

А.5Q.3 Местные условия могут приводить к отличиям, но они должны обеспечивать такую же безопасность и строго соответствовать параграфу 5.2.16, правил F3D. Показаны две ориентации площадки: с нормальным расположением пилона №1 и с зеркальным его расположением. 

А.5Q.4 Схемы разработаны с использованием опыта проведения многих соревнований по F3D. Такие схемы должны использоваться как стандартные, хотя подкомиссия класса, имеет право из соображений безопасности изменять их для использования в будущем.А.5Q.5 Главный судья или начальник старта должны указать участникам расположение зоны для посадки еще до начала соревнований, или при изменении ветра начальник старта должен указать эту зону до начала гонки. В любом случае зона приземления должны быть достаточно далеко от судей и зрителей. А.5Q.6 На схемах, на следующей странице указано, где может находится зона для приземления. В случае если местность вокруг трассы для гонок не ровная и не пригодна для посадки моделей, а в пределах треугольника трассы имеется асфальтированная полоса, то посадка может производиться на нее. В этом случае пилоты и механики должны переместиться на безопасный участок за пределами треугольника трассы, определенный начальником старта до начала приземления первой из моделей.

Схема 1 – расположение трассы гонки F3D

пилон № 1 в зеркальном расположении от зрителей

Схема 2 – расположение трассы гонки F3D
пилон № 1 в нормальном положении от зрителей

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5R РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЖЮРИ FAI, ГЛАВНОГО СУДЬИ СОРЕВНОВАНИЙ, НАЧАЛЬНИКА СТАРТА, СУДЕЙ И ИХ ПОМОЩНИКОВ

А.5R.1 Цель руководства:

а) Данное руководство предназначено, чтобы использовать его на соревнованиях по моделям класса F3D для удобства организаторов соревнований и их участников. Рекомендации данного руководства являются обязательными, и имеют статус, равный другим рекомендациям Спортивного Кодека FAI.

b) Это руководство получит широкое распространение и будет расцениваться как стандарт для проведения соревнований по классу F3D. Организаторы должны заранее объявлять о любых отступлениях от этого руководства, если это необходимо по условиям местности и не противоречит положениям Спортивного Кодекса FAI.

с) Это руководство применимо для чемпионатов мира и континентов, но его положения могут быть использованы и при проведении внутренних соревнований.

А.5R.2 Жюри.

а) Наблюдение за соревнованиями вообще, помощь в установлении стандартов оценок, стандартов технического контроля и решение протестов. 
b) Назначение и обязанности Жюри, осуществлять Контроль за деятельностью главного судьи или решения спорных вопросов во время стартов.
с) На каждом соревновании из числа присутствующих спортсменов избирается жюри на предмет правовой оценки действий главного судьи соревнований или решения спорных вопросов в количестве 5-ти человек (кворум должен составлять не менее чем 3 человека).
d) Рассмотрение спорных вопросов будет осуществляется жюри только после подачи письменной заявки и оплаты взноса 1000 рублей.
e) Решение жюри является обязательным для исполнения главным судьёй.
f) Члены Жюри должны быть приглашены и присутствовать на встречах руководителей команд, совещаниях судей и на церемониях открытия соревнований и награждения победителей.

А.5R.3 Главный судья (1):

а) Главный судья возглавляет соревнования и при возникновении непредвиденных ситуаций, непосредственно разрешает их. Он имеет право давать указания по изменению процедуры соревнований в целях их безопасности.

b) Все протесты должны вручаться главному судье.

с) Главный судья назначает зону для посадки моделей.

d) Главный судья является ответственным за жеребьевку. На жеребьевке должны присутствовать участники соревнований и Жюри.

А.5R.4 Начальник старта (1) (+ при необходимости его помощник (1)):

а) Начальник старта представляет интересы главного судьи на трассе гонки, если его решения не отменены главным судьей. Все указания начальника старта относительно начала и конца процедуры гонки являются окончательными.

b) Основными обязанностями начальника старта являются подача сигнала о начале и окончании гонки и координация работы всех судей на дистанции гонки для получения и фиксации объективных результатов каждой гонки. У начальника старта должно быть следующее оборудование:

i) Планшет с результатами жеребьевки участников соревнований.

ii) Сигнальный флаг, предпочтительно черно-белый с окраской по типу шахматной доски.

iii) Радиоэлектронное средство связи в виде портативной рации или радионаушников.

с) Обязательным аксессуаром являются большие стартовые часы с хорошо просматриваемой шкалой, имеющие ручное переключение.

d) Начальник старта должен располагаться ближе и правее пилотов к стартовой линии, в зоне перед пилоном №1. Он должен представить пилотов или механиков с моделями для осмотра судей, чтобы они запомнили форму и окраску моделей и в гонке легко могли их различать. Судьи должны доложить ему об ознакомлении с моделями по радиосвязи или подачей сигнала цветными флагами.

е) Начальник старта контролирует ношение защитных касок пилотами и механиками.

f) После показа моделей судьям начальник старта должен проверить работу аппаратуры радиоуправления убедившись в реакции рулей моделей на команды передатчиков.

g) После этого начальник старта объявляет о начале 1-о минутного периода для запуска и регулировки двигателей.

h) Первым взлетает модель, находящаяся ближе к средней линии треугольника гоночной трассы. Начальник старта подает стартовый сигнал световыми средствами, или отмашкой флага, и сразу указывает пальцем на следующую модель и подает стартовый сигнал для нее, далее для третьей модели. Отсчет времени для каждой модели ведется с подачи стартового сигнала для нее. Если модель, не готова ко взлету, при подаче стартового сигнала, то она пропускается и подается сигнал для следующей модели.

i) Начальник старта наблюдает за расположением колес модели во время старта, если они находятся впереди стартовой линии, то за нарушение налагается штраф.

j) Во время гонки начальник старта наблюдает за выходами пилота, или механика из 20-ти метрового круга и накладывает за это штрафы.

k) Начальник старта наблюдает, чтобы пилоты во время гонки не сталкивались и антенны их передатчиков не зацеплялись и при необходимости разводит их.

l) Начальник старта называет цвет, или стартовый номер пилота, дважды нарушившего облет пилонов, или дисквалифицированного за другое нарушение.

m) После пролета 10-ти кругов начальник старта сообщает каждому участнику об окончании гонки, что означает, что ему подали команду на уменьшение оборотов двигателя в течение 10 секунд. Если пилот не в состоянии в течение указанных 10-ти секунд сбросить обороты двигателя и начальник старта не дал ему указание о продлении полета, то он дисквалифицируется на данную гонку.

n) Начальник старта наблюдает за посадкой моделей и дисквалифицирует на данную гонку участников, чья модель приземлилась за пределами определенной зоны посадки. Или если он или его механик, входят в данную зону до остановки при посадке последней из моделей.

о) В конце гонки, начальник старта собирает у судей все сведения о нарушениях и передает их секретарю соревнований, и сразу решает споры по поводу количества пройденных кругов, времени полета и нарушениях, если они возникают.

р) Так как у начальника старта много обязанностей, то ему может быть необходим помощник. Помощник начальника старта, полностью подчиняется начальнику старта и выполняет возожженные им, на него обязанности.

А5R.5 Судьи-хронометристы (3):

а) В обязанности судьи-хронометриста входит подсчет кругов и замер времени прохождения дистанции в 10 кругов. В идеале судья хронометрист должен внимательно наблюдать весь полет указанной конкретно ему модели, от стартового сигнала, до окончания прохождения дистанции, не отводя глаз от модели.

b) Стандартно судья-хронометрист должен быть снабжен секундомером и портативным счетчиком для подсчета кругов. Как минимум, один из судей хронометристов должен быть снабжен средством радиосвязи с начальником старта.

с) Каждый судья-хронометрист должен включить секундомер при подаче стартового сигнала начальником старта для порученной именно ему модели.

d) Судья-хронометрист должен отмечать прохождение моделью каждого круга при пересечении ей черты старт/финиш.

е) При прохождении моделью последнего – 10-го круга, судья хронометрист должен выключить секундомер в момент пересечения моделью черты старт/финиш.

f) Если секундомеры оборудованы памятью, то ее надо использовать для записи результатов во время соревнований.

g) Наличие памяти у секундомеров, может быть использовано при решении протестов.

h) Если доступны электронные системы счета кругов и замера времени, то они должны быть использованы, вместо ручных секундомеров, как описано выше.

А.5R.6 Судьи пилона № 1 (3):

а) Как и судьи-хронометристы, каждый судья пилона №1 наблюдает только за одной, порученной именно ему моделью, исключая все другие, в течение всей гонки.

b) Главная задача судьи пилона №1, это подача сигнала пилоту, о том, что его модель уже пересекла линию на которой находится пилон №1, и может выполнять поворот.

с) Следующая задача судьи пилона №1, состоит в том, чтобы зарегистрировать недолет моделью до линии на которой находится пилон №1.

d) Судьи пилона №1 располагаются на боковой линии, и производят наблюдение, за пересечением этой линии.

е) Стандартное оборудовании судьи пилона №1 должно состоять из: i) Цветной световой сигнал, или цветовой сигнал со временем срабатывания мене 0,05 секунды, или цветной флаг, для подачи сигнала о пересечении линии моделью.

g) При предъявлении модели для запоминания перед гонкой, судья пилона №1 должен осмотреть ее со всех сторон, чтобы при пересечении линии надежно опознавать ее.

h) После запуска и пересечения моделью, назначенной для наблюдения, черты старт/финиш и на каждых последующих кругах судья пилона №1 должен поступать следующим образом:

i) Если он, снабжен флагом, то поднять флаг и резко взмахнуть им, в момент пересечения линии моделью пилон №1, и поворота в сторону пилона № 2. (См. схему гоночной трассы и пункт 5.2.16.b).

ii) Если судья снабжен световым, или цветовым сигналом, то он включает его, и резко выключает, когда модель пересекает линию пилона №1 и поворачивает в сторону пилона №2.i) Если модель пересекает линию пилона, а сигналом об этом служит световое или механическое сигнальное устройство, то судья пилона №1 должен убедиться, что сигнал мигал, или взмахивал в течение, хотя бы нескольких секунд, и доложить о нарушении старшему судье пилона №1. Если старший судья согласен с тем, что было нарушение, он сообщает об этом начальнику старта. После этого сигналы подаются, как прежде.

j) Поворот пройден без нарушения, если хотя бы, какая то часть модели проходит правее пилона. Если имеются сомнения, то они трактуются в пользу пилота.

А.5R.7 Старший судья пилона №1 (1):

а) Старший судья пилона №1 располагается вместе с другими судьями пилона №1 и снабжается средством радиосвязи. Он подтверждает начальнику старта информацию о нарушениях выявленных судьями пилона по конкретным моделям.

b) После начальника старта, старший судья пилона №1 должен быть самым опытным из судей на трассе гонки.

А.5R.8 Судьи пилонов №2 и №3 (3+3):

а) Основная функция судей пилонов №2 и №3, это наблюдение за назначенными им моделями, выявление нарушений и передача информации о них начальнику старта.

b) Стандартным оборудованием для этих судей являются: стул, зонт, средство радиосвязи и блокнот для записи окраски и опознавательных знаков закрепленных за ними моделей в каждой гонке.

с) Каждый судья может иметь пред собой вертикальную рейку с отметкой верха пилона, для более точного определения положения модели при облете пилона по горизонтали и вертикали.

d) Судьи пилонов №2 и №3 размещаются на боковой линии под углом, достаточным, чтобы наблюдать правильность облета пилонов (См. схему расположения гоночной трассы F3D, параграф 5.2.16.b).

е) При показе моделей перед гонкой судьи должны запомнить их идентификационные особенности.

f) Судьи отмечают нарушения в блокноте, или электронной записной книжке, и в конце гонки сообщают об их общем количестве начальнику старта.

g) Если имеются электронные средства слежения, то они должны быть использованы и информация о нарушениях регистрируется автоматически.

h) Поворот пройден без нарушения, если хотя бы, какая то часть модели проходит левее пилона. i) Если имеются сомнения, то они трактуются в пользу пилота.

А.5R.9 Боковые судьи (3):

а) Боковые судьи следят за тем, чтобы модели не летели ниже вершин пилонов и не залетали за боковую линию.

b) Дополнительной из задачей является наблюдение за полетом: не является ли он беспорядочным, опасным или неуправляемым, и сообщение об этом начальнику старта, чтобы он дал указание о посадке модели.

с) Так как оценка полета может носить субъективный характер, а решение судей ведет к штрафам и дисквалификации, то необходимо, чтобы судьи были хорошо обучены, и стандарты данных оценок были обговорены до начала соревнований.

А.5R.10 Судья-секретарь (1):

а) Судья-секретарь собирает все данные, записанные во время гонки, нарушения и дисквалификации, вычисляет оценки и вносит их в ведомости соревнований и на информационный щит, или табло.

b) Он должен иметь средства радиосвязи для общения с начальником старта.с) Судья-секретарь может быть помощником главного судьи.

А.5R.11 Судья технического и шумового контроля (1):

а) Обязанности судьи технического и шумового контроля и его помощника (ков) указаны в параграфе 5.2.3.

b) Если он установит несоответствие модели требованиям технических характеристик, указанным в правилах, то он сообщает об этом главному судье, который решает вопрос о дисквалификации на все соревнования. Если модель при предполетной проверке не отвечает требованиям безопасности, то она дисквалифицируется на данную гонку, до устранения недостатков к следующей гонке. Во время предполетного и послеполетного контроля, он проверяет наличие и содержание этикеток на моделях и маркировочные обозначения на двигателях и глушителях, если они не соответствуют зарегистрированным, то модель отстраняется от полета и об этом сообщается главному судье.

А.5R.12 Судья по безопасности (1):

а) В обязанности судьи по безопасности входит контроль безопасности и запись всех аварий и несчастных случаев во время гонок с последующим докладом в подкомиссию F3D CIAM.

b) Он также помогает главному судье в вопросах безопасности.

А.5R.13 Судья-информатор (1):

а) Судья-информатор сообщает участникам о начале подготовки к гонке, заправке моделей и выходе с моделями в предполетную зону. Желательна громкоговорящая система для оповещения зрителей. Он должен иметь систему радиосвязи с начальником старта.

А.5R.14 Судья-контролер заправки моделей (1):

а) Судья-контролер заправки моделей, контролирует заправку моделей перед гонкой. Он должен проследить, чтобы из бака модели было полностью удалено имевшееся в нем топливо и было заправлено стандартное топливо, предоставленное организаторами. После заправки модель должна быть сразу помещена в предполетную зону. Для заправки должен быть предоставлен участок, размером не менее 5 метров длиной. Для ускорения заправки рекомендуется, чтобы заправочные трубки или горловины находились на внешней стороне модели, чтобы не вскрывать ее.

А.5R.15 Судья ответственный за хранение передатчиков (1):

а) Этому судье необходимо предоставить шкаф, или стеллаж, защищенный от солнца и дождя, для сбора и сохранения передатчиков аппаратур радиоуправления, участников соревнований.

b) Передатчики должны выдаваться участникам, только перед выходом на старт гонки, и сдаваться обратно после гонки, и при этом необходимо контролировать, чтобы они были выключены.

с) Этот судья должен быть также оператором анализатора частот, чтобы своевременно обнаруживать радиопомехи во время соревнований.

d) Он должен быть снабжен средством радиосвязи для общения с начальником старта и судьей-информатором.

е) В случае обнаружения радиопомех он должен немедленно сообщить об этом начальнику старта и судье-информатору.

f) Судья ответственный за хранение передатчиков может быть задействован при регистрации моделей и участников, техническом контроле моделей, и при жеребьевке.

А.5R.16 Медицинская помощь – скорая помощь (1):

а) Во время проведения гонок, должен присутствовать, как минимум один квалифицированный медик. Должна быть возможность быстрого вызова скорой помощи.

А.5R.17 Объединение функций судей:

а) Для многих соревнований набрать полный комплект судей, всего 29 человек является проблематичным.

b) Возможно объединение некоторых функций судей для соревнований меньшего масштаба. Например:

i) На пилонах №2 и №3 приемлемо держать по одному судье, при этом желательно, чтобы он был снабжен портативным компьютером для записи нарушений и идентификационных характеристик моделей.

ii) Может быть сокращено количество боковых судей, при этом они будут контролировать пересечение линии безопасности, и за опасный и беспорядочный полет. Полет ниже вершин пилонов могут контролировать судьи пилонов.

iii) Судья технического и шумового контроля может одновременно быть судьей по безопасности.

iv) Судья-секретарь может выполнять обязанности одного из судей-хронометристов.

v) Старший судья пилона №1 может быть одним из судей пилона №1.

vi) Судья-информатор может выполнять функции судьи-секретаря, судьи ответственного за хранение передатчиков и/или судьи-контролера заправки моделей.

с) Минимальное число судей при объединении их обязанностей 17 – 19.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5S РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

А.5S.1 Цель руководства:

а) Данное руководство предназначено, чтобы использовать его на внутренних соревнованиях по моделям класса F3D для удобства организаторов соревнований и их участников. Рекомендации данного руководства являются обязательными, и имеют статус, равный другим рекомендациям Спортивного Кодека FAI.

b) Это руководство получит широкое распространение и будет расцениваться как стандарт для проведения внутренних соревнований по классу F3D. Организаторы должны заранее объявлять о любых отступлениях от этого руководства, если это необходимо по условиям местности и не противоречит положениям Спортивного Кодекса FAI.

с) Кроме оборудования определенного требованиями Спортивного Кодекса FAI, настоятельно рекомендуется, чтобы организаторами соревнований было представлено еще и следующее оборудование:

А.5S.2 Анализатор радиочастот:

а) См том ABR параграф В.11.4 – детектор радиопомех.

b) Во время соревнований оператором данного прибора является судья ответственный за хранение передатчиков, во время любых тренировочных полетов – судья по безопасности.

А.5S.3 Мегафон или громкоговорящая система:

а) Данная аппаратура используется для вызова участников на старт и других объявлений для участников соревнований и зрителей.

А.5S.4 Средства контроля характеристик моделей:

а) Надежные средства маркировки зарегистрированных моделей, двигателей и глушителей.

b) Свидетельства технического контроля и приготовленные этикетки.

с) Шаблоны для контроля размеров:

i) Высоты и ширины фюзеляжа 175 мм и 85 мм.

ii) Толщины крыла 22 мм.

iii) Диаметра колес 57 мм.

iv) Радиуса закругления кока 5 мм.

d) Линейка для проверки линейности сужения крыла.

е) Оборудование для точного взвешивания моделей и измерения и расчета площади крыла. Расчеты рекомендуется выполнять на компьютере.

А.5S.5 Измерение объема двигателей:

а) Замеры параметров двигателя:

i) Для измерения диаметра цилиндра необходим самоцентрирующийся микрометр-нутромер с градуировкой шкалы 0,005 мм. и точностью + - 0,002 мм. Микрометр должен иметь в комплекте стандартное калибровочное кольцо, чтобы была возможность откалибровать его перед проведением замеров.

ii) Для измерения хода поршня должен использоваться индикатор с круговой шкалой с ходом не менее 25 мм. с градуировкой шкалы 0,01 мм. и минимальной точностью + - 0,020 мм. с приспособленным штативом.

iii) Для измерения хода поршня двигателя близкого к максимально разрешенному объему, должен использоваться микрометр-глубиномер с пределами измерения от 0 до 30 мм., с градуировкой шкалы 0,005 мм. и точностью + - 0,002 мм.

Примечание:Приборы с круговой шкалой, более предпочтительны, из-за простоты их использования.

b) Методика замеров:

i) Двигатели со съемными головками цилиндров: Диаметр цилиндра измеряется в верхней мертвой точке, или близко от нее.Ход поршня, измеряется индикатором с круговой шкалой, установленным на штативе, выше картера двигателя.

ii) Двигатели со съемными цилиндрами: Диаметр цилиндра измеряется со стороны основания цилиндра. Диаметр должен быть замерен в начале сжатия. Если это невозможно, то замер производиться в 3,5 мм. ниже верхней мертвой точки, он должен быть произведен ниже деталей головки цилиндра, очевидно уменьшающей его диаметр.Как альтернатива может быть измерен диаметр поршня, замер производится в месте наибольшего его диаметра.Для измерения хода поршня должен быть обеспечен набор приспособлений, позволяющий коленчатому валу вращаться на 360 градусов с шатуном, вставленным в фальшциллиндр. Для таких замеров может быть использован индикатор с методикой замера, подобной двигателям со съемной головкой.

с) Измерение площади воздухозаборника:Для измерения площади воздухозаборника круглого сечения, организаторами должен быть представлен шаблон-пробка длиной 50 мм., диаметром 12,00 мм. с точностью -0 + 0,05 мм. и толщиной стенок 1 мм.. Если этот шаблон не под каким углом не проходит в воздухозаборник, по он признается прошедшим контроль. Если воздухозаборник двигателя, имеет отличную от круглой форму, или используется несколько воздухозаборников, то участник должен представить свои шаблоны, с подробным их расчетом, чтобы иметь возможность замерить их, нормальными микрометрами или кронциркулями.

А.5S.6 Оборудование на трассе гонки: 1 стартовый флаг.1 секундомер для начальника старта.1 часы для отсчета одноминутного времени на запуск двигателей, видимые участниками, механиками и желательно судьями хронометристами.Флаги или другие средства, идентифицирующие участников на стартовой позиции у хронометристов и судей пилонов.Система, указывающая участникам количество пройденных кругов, видимая также командами и зрителями.3 комплекта световых, или цветовых индикаторов, ясно видимых участниками и начальником старта, предпочтительно, чтобы их видели судьи-хронометристы и судьи других пилонов.

А.5S.7 Оборудование судей-хронометристов: 3 секундомера и 2 запасных секундомера с ручным управлением с точностью не менее 1/100 секунды.3 счетчика кругов и 2 запасных, с ручным управлением.Табло с указанием пройденных кругов. Ручное измерение времени и счет кругов, могут быть заменены автоматической электронной многоканальной системой, как использовались в 2003 году в г. Мельнике Чехия, в 2005 году в г. Тур Франция и в 2007 году в г. Манси США, к большому удобству участников и зрителей.

А.5S.8 Оборудование секретариата: Секретариат соревнований должен быть размещен в стационарном здании или автоприцепе, в палатке не желательно.Компьютер с необходимыми программами и принтером или электронные калькуляторы.Запасные секундомеры.Щит с фломастерами, или табло для ознакомления участников и зрителей с результатами.Экземпляр действующего Спортивного Кодекса FAI, издания последнего года, на английском и национальном языках.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5V РУКОВОДСТВО ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ СОРЕВНОВАНИЙ

А.5V.9 Процедуры контроля моделей: 
а) Контроль моделей должен производиться согласно, параграфа В.16 тома ABR.
b) Существует три фазы контроля моделей: первая фаза – до начала соревнований; вторая фаза – выборочный контроль во время соревнований; третья фаза – контроль моделей победителей;
с) Первая фаза – контроль до начала соревнований. Проводится перед соревнованиями в следующей последовательности: Свидетельство о технических характеристиках Крыло и хвостовое оперение Площадь Размах крыла Толщина крыла у корневой части и линейность его сужения Высота, толщина фюзеляжа и площадь его поперечного сечения Диаметр и радиус закругления кока Сухой вес модели Работа автоматики отключения двигателя Сечение воздухозаборника двигателя Модель и параметры глушителя Модель и объем двигателя Соответствие маркировочных обозначений на модели правилам Наличие и правильность заполнения этикетки ФАС 

Примечания:
i) Край этикетки должен быть припечатан к поверхности модели специальным штампом, или печатью организации несмываемым водой, топливом и смазочными материалами красителем.
ii) Имеющиеся на модели маркировочные обозначения должны в каждой гонке подвергаться идентификации с записью в документацию данной гонки. 
iii) Все двигатели и глушители должны быть промаркированы легко видимыми опознавательными знаками. Зарегистрированные таким образом двигатели, не могут подвергаться обмену с другими участниками (см. параграф В.16.11 тома ABR). 
d) Чтобы облегчить первоначальный контроль, на каждого участника должно быть выделено равное время.
е) Если участник желает зарегистрировать боле, чем одну модель (см. параграфы В.16.1 и В.16.12 тома ABR), то он должен представить свидетельства о их технических характеристиках и на их регистрацию должно быть дополнительное время, согласно заявке руководителя команды.f) Вторая фаза – выборочный контроль во время соревнований.i) Модели для контроля берутся наугад сразу после полета, контроль должен быть произведен быстро и его результаты зафиксированы. Это не должно создавать помех другим участниками. О намерении контроля данной модели предварительно не сообщается. 
ii) Этот контроль проводится дополнительно к обязательной проверке перед полетом судьей по техническому и шумовому контролю маркировочных обозначений модели.
g) Третья фаза – контроль моделей победителей.
i) После соревнований проводится полный контроль характеристик моделей участников занявших три призовых места (см. параграф В.16.14 томаABR), при этом имеет смысл подвергнуть контролю модель участника занявшего четвертое место, на случай дисквалификации одного из призеров.
ii) Этот контроль может быть произведен непосредственно на участке гоночной трассы, если там имеются все необходимые инструменты, но может быть проведен и в другом месте, при этом участник может сопровождать свою модель но нельзя его оставлять со своей моделью без присмотра.
iii) Измерение объема двигателя (лей) модели.
1. Для определения объема двигателя, необходимые размеры должны быть квалифицировано замерены, инструментами, имеющими точность, соответствующую пункту А.5S.5.2. Объем двигателя определяется умножением площади поршня на ход поршня. Расчет в сантиметрах должен быть произведен с полной точностью, какую позволяет точность измерительных инструментов, и округлен по математическим правилам до двух знаков после запятой. Если на модели два или более двигателя, то полученные расчетом объемы складываются до округления. Результат округления не должен превышать 6,6 см3.3. Для разъяснения процедуры округления приводятся следующие примеры: 
Расчетный объем 6,596 6,604 6,608 6,612 
Округленный объем 6,59 6,60 6,60 6,61 
Соответствие требованиям да да да нет 

ТОМ F3D РАЗДЕЛ 4C - АВИАМОДЕЛИ – F3D – РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ ГОНОЧНЫЕ МОДЕЛИ (ПИЛОННЫЕ) 


Часть пятая – технические правила для соревнований по радиоуправляемым гоночным моделям (пилонным): 

5.2.3 Правила по шумности модели:
а) Двигатель (и) должен быть оснащен первичной, и вторичной системами глушения выхлопа, которые описаны, и указаны на схемах приложения 5Р.
b) Участнику разрешается использовать разные вторичные системы выхлопа. Проверка моделей на уровень шума производится при регистрации модели и по требованию судьи технического и шумового контроля после гонки. 
Примечание: Приложение 5Р регламентирует подробности правил по уменьшению шумности и процедуру испытания моделей на шумность. А.5S.6 Измерение уровня шума модели: Измерение производится калиброванным прибором для измерения шума как определено в пункте А.5Р.2.А.5V.9.h.iv Системы выхлопа двигателя: Процедура проверки и разрешения систем выхлопа указана в приложении 5Р. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5Р МЕРЫ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ШУМНОСТИ МОДЕЛЕЙ
А.5Р.1 Двигатель (и) должен быть оснащен системой выхлопа, с первичным и вторичным глушителями. Первичный глушитель должен иметь диаметр не менее 30 мм и длину не менее 100 мм с площадью на выходе не более 80 мм2. Он может быть типа резонансной, расширяющейся трубы. К нему должен быть добавлен стандартный вторичный глушитель резонансно-поглотительного типа. Этот глушитель должен быть стандартного типа, одобренного подкомиссией класса F3D согласно процедуре утверждения, описанной в параграфе А.5Р.3. Он должен быть приспособлен к выходной части первичного глушителя, или объединен с ним по одному из способов, показанных на схемах А.5Р.1.а и А.5Р.1.b.
Примечание: Вытянутые глушители могут быть несколько негабаритными, но работают, хотя они только примеры. Указанные размеры – общие руководящие принципы.Внутренняя труба перфорированная (может быть сетчатой) может иметь разные конструкции. Изгиб и размещение ее могут быть также различными, однако рекомендуется не менее 30 градусов в перфорированной части внутренней трубы, для эффективного уменьшения звука.Обычно нет существенного различия в изгибе и повороте глушителя при размещении на модели.Список одобренных CIAM коммерчески доступных вторичных глушителей, или объединенных первичных и вторичных глушителей будет публиковаться CIAM ежегодно. А.5Р.1.а Конструкция приставных глушителей F3D

Все указанные размеры являются внутренними

Приставной вторичный глушитель для F3
Схема А.5Р.1.b на обороте.
А.5Р.1.b Конструкция составных глушителей F3D

Все указанные размеры являются внутренними

Составной вторичный глушитель для F3D 
А.5Р.2 Участник, как сказано в параграфе А.5Р.1, может использовать различные системы выхлопа. Проверка моделей на уровень шума производится при регистрации модели и по требованию судьи технического и шумового контроля после гонки. Для испытания модели на шумность могут быть применены два разных метода, описанных в пунктах А.5Р.2.1 и А.5Р.2.2, судья технического и шумового контроля может использовать любой из них Проверка уровня шума моделей должна выполняться откалиброванным прибором для замера уровня шума, соответствующим стандарту IEC61672 – 1 : 2002 1 класса с микрофоном «А» и измерителем частоты. А.5Р.2.1 Контроль шумности модели с работающим двигателем: Уровень шума модели не должен превышать 96 децибелов с точностью до +2, в 3 метрах от модели. Контроль уровня шума осуществляется следующим образом:
а) Двигатель, объемом 6,6 см3 со специально подобранным участником соревнований пропеллером, должен работать так, чтобы средняя скорость движения поршня составляла 12+-1 м/сек, что для двигателя с ходом поршня 20+-2 мм составляет 17000 – 19000 оборотов в минуту.
b) Модель должна быть размещена в горизонтальной плоскости в 1,5+-0,2 метрах над поверхностью травяного покрытия.
с) Измерительный прибор размещается в 3 метрах от конца выхлопной трубы под 45° к продольной оси модели, несколько позади нее, на высоте 1,5+-0,2 метра от поверхности земли так, чтобы от микрофона прибора просматривалось выхлопное отверстие глушителя. 
d) При этом, в пределах 10 метров от двигателя или микрофона не должно быть никаких отражающих звук поверхностей.
е) Если скорость ветра составляет более 5 метров в секунду, то его направление должно быть перпендикулярно линии проведенной между моделью и микрофоном прибора. 
Примечание: Замер уровня шума этим методом является, только сравнением со стандартными, одобренными CIAM системами выхлопа и не показывают уровень шума модели в полете с нормальным, полетным пропеллером и двигателем, работающим на полных оборотах.Этот способ замера взят из практики мотоциклетного спорта, и позволяет в достаточной степени уменьшить шумность модели, не подвергая ее двигатель перегрузкам и перегреву во время испытания на шумность. 
А.5Т.2.2 Тестирование системы выхлопа без модели: Уровень шума модели не должен превышать 96 децибелов с точностью до +2, в 3 метрах от модели.
а) Тестирование выхлопной системы может быть произведено с помощью специального портативного динамика ( во время регистрации моделей, пред или после полета).
b) Этот динамик должен быть приспособлен, чтобы вставляться в выхлопную систему со стороны двигателя. На него подается звуковой сигнал с частотой 500 – 4000 Гц и электрической мощностью 1 ватт.
с) Динамик с присоединенным к нему глушителем помещается на специальном стенде вертикально на высоте примерно 1,5 метра от поверхности земли, глушителем вверх. 
d) Измерение производится с расстояния 1 метра на высоте выхлопного отверстия глушителя.
е) Измерением определяется различие уровня звука, между стандартным глушителем, одобренным подкомиссией F3D CIAM и самодельным глушителем, представленным участником. При этом уровень звука должен быть равным или меньше, чем у стандартного глушителя.
f) Как альтернатива может быть произведен замер одного первичного глушителя, без вторичного в случае если вторичный глушитель может быть отделен. В этом случае при замере должен быть получен результат, как минимум на 12 децибелов ниже при температуре окружающего воздуха 10 - 35° по Цельсию.Примечание: При температуре выхлопных газов 400° уровень шума будет еще на 2 – 3 децибела ниже. 
А.5Р.3 Сертификация заводских выхлопных систем выполняется подкомиссией F3D CIAM, если она соответствует требованиям правил. Сертификат с номером кода направляется изготовителю, для маркировки произведенных глушителей данным кодом. Если, после этого изготовитель вносит изменения в конструкцию, то глушители должны подвергаться тестированию, согласно параграфу А.5Р.2.

Подготовил: 
Председатель Комитета по радиоуправляемым гоночным моделям самолётов
В.А. Вдовенков, 2011 г.

 

 

 

© Радиоуправляемые гоночные модели Pylon Racing. 2002
Яндекс.Метрика
buy orlistat tablets online can you buy prevacid over the counter buy methotrexate uk buy generic lamisil online where to buy clomid and serophene buy online zithromax buy nizoral shampoo online uk buy paxil cr online where to buy phenergan in australia buy nizoral cream canada where to buy metronidazole uk